Заказать обратный звонок

Продвижение вашего бизнеса в Интернете

21.09.2020

Тренды EdTech: ИИ, геймификация, подписки и персонализация

Новости

Тренды EdTech: ИИ, геймификация, подписки и персонализация

Инновации делают обучающий процесс более развлекательным и персонализированным. Буквально пару десятилетий назад мы просто слушали преподавателей в классах и записывали за ними, получали хорошие и плохие оценки за выполненные работы. Сегодня образование немыслимо без современных технологий, которые вдохновляют, вовлекают и мотивируют учеников. Как меняется эта сфера и что ждёт рынок?

Мы видим серьезные темпы роста как на мировом, так и на отечественном рынке образования. Мировой рынок EdTech составляет около 3% от общего рынка образования (остальные 97% - «классическое образование»), а российский – 1%. В то же время рост отечественного EdTech-рынка превышает мировые показатели практически вдвое и составляет от 17% до 27% в год.

Наши друзья из проекта Kursfinder.ru расскажут, как искусственный интеллект, геймификация, голосовые помощники и другие технологии в образовании используются в обучении.

Искусственный интеллект и машинное обучение

Искусственный интеллект применяется для решения широкого спектра задач в образовательном процессе. Эти задачи можно разделить на 4 группы:

  1. отбор и прием учащихся,
  2. ускорение обучения,
  3. задачи учеников,
  4. оптимизация/адаптация программ.

Чтобы оптимизировать отбор студентов и ускорить их первичную адаптацию, используются специальные чат-боты – такие, как американский AdmitHub. Он может консультировать студентов по всем вопросам приема, поступления, оплаты учебы и т.д.

Ускорить обучение и повысить качество знаний помогут разнообразные тренажеры. Например, врачи-диагносты могут использовать медицинскую систему ShadowHealth, имитирующую симптомы различных заболеваний. В некоторых случаях ИИ может быть даже наставником – MATHiaU легко объяснит ученикам основы математики.

Но главным перспективным направлением в развитии искусственного интеллекта в образовании является создание комплексных систем автоматизации, которые смогут управлять любыми элементами образовательного процесса. 

На основе ИИ создаются интерактивные интерфейсы, голосовые помощники, адаптируется и персонализируется обучение и многое другое. К сожалению, несмотря на всю свою привлекательность, у создаваемых систем могут быть существенные недостатки. Например, несанкционированный доступ к личным данным, невозможность работы с некоторыми учениками («трудные студенты») и так далее.

Также стоит вспомнить не самые удачные примеры внедрения высоких технологий в обучении – МООК-платформы, курсы на которых заканчивает всего лишь от 3% до 30% студентов, и система Gaggle для анализа переписки и интернет-активности учащихся в целях предупреждения актов насилия, которые привели к утрате доверия перед педагогами.

Образование по подписке

С каждым годом набирает оборот сомнительный на первый взгляд формат обучения – по подписке. При классическом онлайн-обучении вы приобретаете отдельный курс, просматриваете его, выполняете задания, получаете обратную связь (если она доступна) и документ об окончании курса. В начале или середине обучения вы можете понять, что программа или даже сама тема вам не интересна – но курс уже оплачен, отказаться от него нельзя (в редких случаях предлагают гарантию возврата). Такую проблему решает подписка на курсы.

Вы в любой момент можете сменить курс, прекратить обучение, вернуться к предыдущим урокам, перейти к следующему занятию, выполнять или не выполнять задания и т.д. На время действия подписки вы получите доступ ко всем материалам платформы, а иногда – и ко всем новым курсам. Вы можете изучать в удобном темпе все, что нравится, и при этом не переплачивать за количество изученных курсов.

Подобный формат используется на HTML Academy, BeOnMax, Study-Music, Художник.Online и других площадках, число которых увеличивается с каждым годом.

На портале Kursfinder вы можете найти более 1000 курсов на нескольких десятках образовательных платформ. Среди них есть как классические онлайн-курсы, так и курсы по подписке. 

Геймификация

Геймификация – один их наиболее эффективных инструментов для вовлечения учащихся в образовательный процесс. С его помощью вы можете превратить любой курс в настоящий квест. Этот прием массово используется уже около 20 лет, а в последнее время применяется практически везде. Почему это работает? Все просто: учеба – это трудно, а игра – легко и интересно. Осталось лишь совместить приятное с полезным. При геймификации учащиеся получают сильные эмоции, а это позволяет лучше запоминать. Наконец, игра раскроет любого с новой стороны, поможет стремиться к знаниям и даже повысит самооценку. 

Как превратить урок в игру? Рецепт прост: есть задания и баллы, которые ученики получают за выполнение заданий. Достаточно вывести баллы в открытый доступ – получится рейтинговая система – а это уже геймификация. Кастомизируйте сложность заданий и учитывайте ее при балльной оценке – и квест готов. 

Конечно, такая геймификация далека от идеальной. В ней нет сюжета, целей игроков, распределения ролей, разнообразных испытаний и правил мира и многого другого. Ведь, по сути, даже обычные оценки на уроке – это тоже отчасти игра. Но для вовлечения этого не достаточно. 

Создавая игровой мир, помните о распространенных ошибках. Во-первых, соревнование – это не главное. Ваша задача – образование, а не спорт. Соревнование служит лишь интригой и используется для того, чтобы погрузить учеников в сам процесс. Во-вторых, не переборщите с наградами. Они должны быть ценными – но не дорогими, а редкими. Наград заслуживают лишь те, чьи достижения нельзя отрицать. Иначе они обесценятся, и игровой процесс потеряет смысл. В-третьих, не переборщите с самой игрой. Геймификация используется для обучения, а не для игры. И, наконец, продумайте игровую механику - у каждого ученика должна быть реальная возможность получить награду. 

Новые интерфейсы

Главная задача современного интерфейса – вовлечь ученика в образовательный процесс и обеспечить обратную связь от системы. Если для более «зрелых» учеников интерфейс играет незначительную роль, поскольку они умеют извлекать информацию из различных форматов, то для поколения Z (или «хоумлендеров») интерактивный интерфейс зачастую является одним из решающих факторов при выборе курса. 

Интерактивные интерфейсы помогают контролировать прогресс ученика, получать помощь при изучении некоторых тем и т.д. В рамках пособия интерфейс может структурировать материал для лучшего понимания. Например, вы можете разбить учебник на части и использовать карточки, краткие резюме по главам, небольшие практические задания и тесты. 

Голосовые помощники

Электронные ассистенты уже являются частью нашей жизни – мы активно использует Apple Siri, Amazon Alexa, Google Assistant, Microsoft Cortana и Яндекс.Алису. Но мало кто обращает внимания на роль и потенциал голосовых помощников в образовании. Они могут увеличить вовлеченность, создать многоуровневые возможности для обучения и многое другое. Даже примитивные задачи – например, установить напоминание или таймер, выдать инструкцию или провести консультацию и т.д. – можно реализовать с помощью виртуального ассистента. 

Пример – Amazon Alexa в Университете Аризоны. В базу системы заложены ответы на более чем 5 тыс. различных вопросов, что позволяет консультировать первокурсников, заменив традиционные печатные пособия, сайты и пр.

Персонализация

Мы отличаемся друг от друга, поэтому обучаемся с разной скоростью. В рамках простой школьной программы одни ученики могут скучать на уроках, а другие – не успевать за всеми. С помощью искусственного интеллекта можно адаптировать обучение для каждого ученика по отдельности. Идеальный вариант – разработанный индивидуальный профиль обучения и адаптированные материалы в зависимости от способностей, текущего уровня знаний и предпочтительного способа обучения. 

Пример – в бельгийских школах используется британская ИИ-платформа Century Tech. Она может проанализировать интересы учеников, уровень знаний и имеющиеся пробелы, сопоставить данные и на их основе разработать индивидуальную программу подготовки. Среди отечественных примеров – образовательная платформа Учи.ру, которая на основе скорости выполнения заданий, числа ошибок и поведения ученика умеет подбирать персональные задания и определять уровень сложности. 

Big Data

Большие данные неотделимы от образования – необходимо учитывать всю имеющуюся информацию об учащихся, их успеваемости, результатах и т.д. На основе этих данных администрация и преподаватели отслеживают успехи учеников и выявляют различные тенденции, составляют персонализированные планы занятий, прогнозируют итоги и даже помогают студентам выбирать специальности на основе их навыков.

Примеры

  1. На платформе Apex Learning есть решение, с помощью которого ученики могут отследить собственный прогресс, а учителя могут использовать обновляемые в реальном времени данные для адаптации планов уроков.
  2. На платформе Knowre система умеет анализировать успеваемость и выявлять сильные и слабые стороны учеников, что позволяет генерировать определенные наборы заданий.
  3. Среди отечественных примером – Учи.ру, где анализ данных помогает вычислять закономерности процесса обучения. Например, частоту ошибок, время решения задачи, количество повторов и пр. Эти данные формируют портрет ученика и позволяют персонализировать обучение.

Получить предварительный расчет

Ваше имя:

Телефон/email:

/

Адрес сайта:

Цели обращения:

Заказать обратный звонок

Время звонка

Выберите промежуток времени с 9:00 до 19:00